Хеврон
История Хеврона
Хеврон — один из четырех «святых городов» Земли Израиля, к которым относятся Иерусалим, Хеврон, Тверия и Цфат. В Хевроне в нескольких местах расположены еврейские кварталы.
Это второй по святости город для евреев, после Иерусалима. В Хевроне находится «Маарат-ха-Махпела» — «Двойная пещера», в которой похоронены четыре пары: Адам и Хава (Ева), Авраам и Сара, Ицхак и Ривка и Яаков и Лея. Когда умерла Сара, Авраам выкупил участок земли, на котором находится Маарат-ха-Махпела, чтобы похоронить жену. Следующие два поколения праотцев естественным образом тоже выбрали это место для своего погребения. Что же касается Адама и Хавы, то именно знание о том, что они покоятся здесь, и подтолкнуло Авраама к тому, чтобы выкупить для себя и своих потомков этот участок.
При распределении Земли Израиля между коленами Хеврон достался Иегуде. Его получила семья Калева бен-Йефуне. В 950 году до н.э. город становится первой столицей царя Давида. Далее история Хеврона повторяет историю всей Святой Земли: он был частью царства хасмонеев, затем находился под властью римлян.
В византийский период «Двойная пещера», или, как ее иначе называют, «Пещера праотцев», была превращена в церковь. В 683 году город завоевали мусульмане, в 1100 году — крестоносцы, затем, с 1187 по 1511 год, он находился под властью мамелюков. До Первой Мировой войны им правили турки. В 1918 году он оказался под властью британского мандата.
В 1929 году арабы устроили в городе страшный погром — было убито 67 евреев и полностью разрушена больница Хадаса, обслуживавшая и еврейское, и арабское население города. В 1936 году британцы эвакуировали из Хеврона всех евреев. В 1948 году город был оккупирован Иорданией, в 1967 году вернулся к Израилю.
С 1968 года началась деятельность, направленная на возращение евреев в Хеврон. Сегодня в нескольких местах города созданы еврейские кварталы. Общая численность еврейского населения Хеврона составляет около 1000 человек. Но и множество тех, кто не проживает здесь постоянно, съезжаются в Хеврон на еврейские праздники, ибо тут расположена одна из главных еврейских святынь — Меарат-ха-Махпела, Пещера Праотцев.
В последнее время в Хевроне идет борьба между теми, кто считает необходимым сохранить и увеличить в городе еврейское присутствие, и израильскими властями, пытающимися сдержать этот процесс.
Рядом с Хевроном расположен еврейский город Кирьят-Арба. «Кирьят-Арба» — одно из древних названий Хеврона.
Город Четырех. История Кирьят-Арбы
Кирьят-Арба переводится как «город четырех». Имеются в виду четыре семьи, похороненные в Меарат а-Махпела — Адам и Хава, Авраам и Сара, Ицхак и Ривка, Яаков и Лея. А вообще Кирьят-Арба — это одно из названий собственно Хеврона, под этим именем город также упоминается в ТАНАХе.
Хеврон был занят израильской армией в июне 1967 года. Город был весь обвешан белыми флагами — арабы опасались мести за погром 1929 года, после которого их бывшие еврейские соседи, выжившие после резни, были полностью изгнаны отсюда.
Главный армейский раввин Шломо Горен первым ворвался в город на джипе. Он сразу же вошел в Меарат а-Махпела, где тут же получил от местных жителей заявление о капитуляции. Армия и правительство, однако, не спешили ничего менять, — события разворачивались слишком быстро, и их развитие устраивало далеко не всех…
Поэтому тем, кто вернулся в Хеврон, чтобы восстановить в нем еврейское присутствие, пришлось сражаться уже не с врагом, который полностью капитулировал, а со своими. Группа из нескольких семей под руководством рава Левингера поселилась в Хевронской гостинице под видом швейцарских туристов и провела в ней пасхальный седер, после чего сообщила хевронскому командованию, что остается здесь навсегда. Армия предложила им переселиться хотя бы в военные бараки, где их будет проще защитить. Здесь они и провели еще два года, после чего было принято наконец решение о построении рядом с Хевроном еврейского города под названием Кирьят-Арба. В 1972 году, через два года после основания города, в него переехало 250 семей, среди которых был большой процент репатриантов из СССР. В 1983 г. началось заселение нового района города под названием Рамат-Мамре.
Начало возрождения Хеврона
Еврейское присутствие в Хевроне было приостановлено после страшного погрома 1929 года, когда было вырезано 67 человек, а остальных мандатные власти вывезли из города.
Художник Барух Нахшон и его жена Сара с самого начала приняли участие в борьбе за восстановление в Хевроне еврейского присутствия. Они были среди тех нескольких семей, которые приехали сюда жить сразу же после освобождения города и поселились сначала в гостинице, а затем на военной базе. После основания рядом с городом праотцев его новой, еврейской части — Кирьят-Арбы — они поселились в этом городе.
В 1975 году в их семье произошла трагедия — в возрасте шести месяцев умер их сын Авраам — так называемая «смерть в колыбели». Барух находился в это время в отъезде, а Сара Нахшон, невзирая на армейский запрет, в буквальном смысле слова обойдя все препятствия, сумела похоронить сына на древнем еврейском кладбище в Хевроне. Препятствия же на ее пути встали немалые: чтобы предотвратить эти похороны, на место были вызваны крупные силы армии и полиции. Но впервые после очень долгого перерыва похороны на хевронском еврейском кладбище состоялись, и на них присутствовали сотни людей.
А затем древнее кладбище, на котором появилась свежая могила, нужно было охранять, и город Кирьят-Арба прислал сюда двух сторожей. Одним из них был профессор-физик Бен-Цион Тавгер, репатриант из Новосибирска. Тавгер занялся расчисткой кладбища, у него появились помощники, и в результате началось возрождение еврейских кварталов Хеврона.
Бейт-Хадасса
В 1979 году, через неделю после Песаха, глубокой ночью, к зданию хевронской больницы Бейт-Хадаса, разрушенной во время произошедшего за полвека до того страшного погрома, подъехал грузовик. Высадка десанта производилась в полной тишине, что совершенно немыслимо представить, зная, кто входил в этот «десант». А состоял он из женщин и детей, включая грудных младенцев.
Их было в общей сложности около сорока человек. Действуя совершенно бесшумно, они перерезали колючую проволоку, приставили лестницы и через короткое время оказались внутри здания. У них было с собой все необходимое — матрасы, кухонное оборудование, газовые балончики, даже небольшой холодильник.
Наутро армия и израильское правительство были поставлены перед фактом: евреи возвратились в Хеврон.
Почему они пришли сюда без мужчин? Все просто: мужской «десант» на следующий же день вытащили бы из занятого дома за руки и за ноги. С женщинами и детьми этого сделать не посмели. С ними поступили по-другому: к ним не пустили их мужчин. Почти год они жили в своей захваченной полуразрушенной «крепости», отделенные от семей, без электричества и водопровода. И все это время вечером в канун субботы после окончания молитвы в сингагоге под стены Бейт-Хадассы приходила процессия — мужья, отцы и сыновья тех, кто держал оборону, в сопровождении учащихся ешивы. Мужчины делали субботний киддуш, и сверху со стен им отвечали «Амен»… Затем они возвращались домой, а женщины и дети оставались на посту. Они не собирались покидать занятый ими дом. Они не могли уйти: обратно армия их уже не пустила бы. Их требования к правительству были просты: разрешить евреям селиться в Хевроне.
Они достигли своей цели, но только после того, как произошла трагедия. Вечером в канун субботы 2 мая 1980 года арабы устроили засаду на крыше напротив «Бейт-Хадасы». Они открыли огонь по толпе. Шестеро евреев погибли, шестнадцать были ранены.
После этого осада Бейт-Хадассы была снята и правительство разрешило евреям жить в Хевроне. Началось заселение древних еврейских кварталов города.
…И все-таки, как такое произошло? Как это было возможно? Ведь начало этой истории похоже на чудо. Ну, представьте себе сами: солдаты израильской армии, мимо которых и муха не пролетит незаметно, однажды утром обнаруживают на своей территории здание, незаметно захваченное у них под носом женщинами и детьми. Ответ на это дала одна из участниц операции, четырехлетняя девочка. Когда солдат, обнаруживший их на утро, изумленно спросил: «Как вы сюда попали?» — она ответила: «Наш праотец Яаков построил нам лестницу, и мы по ней вошли».